Введение новой методики утилизационного сбора: что ожидать?
На заседании Государственной Думы министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов подтвердил, что вопрос изменения методики расчета и повышения утилизационного сбора находится на финальной стадии обсуждения. Алиханов ответил депутату от КПРФ Алексею Корниенко на вопрос о том, зачем необходимо повышать сборы, и как это отразится на рынке.
Показатели Минпромторга указывают на то, что более 73% ввезенных за 9 месяцев 2025 года автомобилей были оформлены на физических лиц по сниженной ставке утилизационного сбора. Министр предупредил, что продолжение данной практики ставит под угрозу существование вновь открытых автозаводов в стране, что может привести к массовым увольнениям.
Несмотря на повышение утилизационного сбора для юридических лиц, цены на машины не только остались стабильными, но в ряде случаев даже снизились. Однако в результате возник дисбаланс: автомобили, ввезенные физическими лицами, начинают перепродаваться через дилерские центры, что создает "серый" сегмент на рынке.
Также Алиханов указал на важность утилизационного сбора как источника пополнения государственного бюджета, который в этом году заметно сократился. Начиная с 2023 года, было уже произведено более 110 млрд рублей коррекций бюджета в связи с недобором средств от утилизационного сбора.
Отметим, что большей части автомобилей, а именно более 80%, повышение сбора не коснется, поскольку речь идёт о моделях до 160 л.с. Тем не менее, митинг против этих изменений запланирован на 11 октября во Владивостоке, и в отрасли прогнозируют, что новые условия могут привести к значительному сокращению автоимпорта и негативным последствиям для смежных отраслей, от логистики до торговли.