Автопроизводители предложили ограничить импорт иностранных автомобилей для частных клиентов
ОАР требует изменений в утилизационном сборе для борьбы с серым импортом
Объединение автопроизводителей России (ОАР) обратилось в Министерство промышленности и торговли с предложением изменить методику начисления утилизационного сбора на транспортные средства, чтобы прекратить практику «серого» импорта. Эта проблема возникает, когда машины регистрируются на физических лиц, что затрудняет контроль. В ОАР входят крупные компании, такие как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и КАМАЗ.
Согласно данным агентства Интерфакс, обращение к главе Минпромторга Алиханову указывает, что актуальное постановление правительства №1291, принятое в 2013 году, требует обновления. Автопроизводители предлагают использовать для расчета утилизационного сбора мощность двигателей, а не их объем, так как современные иномарки нередко имеют высокопроизводительные двигатели, обладая небольшим рабочим объемом.
На данный момент установилась ситуация, когда утилизационный сбор для автомобилей разных ценовых категорий оказывается одинаковым. К примеру, бюджетный седан Changan Alsvin с ценой 1,85 миллиона рублей и объемом 1,48 литра облагается так же, как и премиум BMW X3 с ценой 8 миллионов рублей и объемом 1,99 литра.
Эксперты в ОАР подчеркивают, что существующая система утильсбора не справляется с социальным различием, а также негативно сказывается на рынке из-за льгот для физических лиц. Условия, позволяющие физлицам ввозить автомобили по сниженным тарифам, привели к росту серого импорта.
Если в 2024 году доля автомобилей, ввозимых физиками, колебалась от 1 до 50%, то в 2025 году она выросла до 50-70%. Это приводит к появлению на рынке автомобилей, не имеющих гарантии и возможности сервисного обслуживания. Более того, федеральный бюджет теряет миллиарды рублей из-за обхода крупных ставок утилизационного сбора для юридических лиц.